Новости компании

Алюминиевый профиль: почему экспортерам нужен стальной характер

Государство сегодня оказывает хорошую помощь бизнесу, оно эффективно поддерживает экспортеров, используя разные инструменты, но нет предела совершенству, отметил в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» генеральный директор  ТОО Aluminium of Kazakhstan Нурсултан Жумабек. ТОО владеет заводом  в Алматинской области, который уже 5 лет производит алюминиевые профили, 30% его продукции автотранспортом экспортируется в Азербайджан, Узбекистан, Украину и ведутся переговоры о поставках в Россию.

«Да, сейчас объем нашего экспорта не такой, как хотелось бы, но в течение года планируем нарастить его до 80%», – рассказал Нурсултан Жумабек и поделился идеями о том, как еще правительство могло бы помочь таким же компаниям, как его.

- Нурсултан, важный с точки зрения экономики проекта вопрос: где покупаете сырье? И какова рентабельность вашего бизнеса?

- Мы используем алюминий Казахстанского электролизного завода и принимаем вторичный лом. Пока мощность завода небольшая – более 6 тыс. тонн готовой продукции в год, поэтому так мало экспортируем. Бизнес круглогодичный, но есть сезонность – спрос падает в декабре-феврале. Основная часть наших покупателей – это строительные компании. С точки зрения рентабельности, скажу, что на внешних рынках она у нас невысокая, потому что мы вышли на них недавно, во втором полугодии 2017 года. Так вот там один основной инструмент продвижения – это выгодная для покупателя цена. Клиенту незачем отказываться от поставщика, с которым он уже работает, и уходить к новому, если у второго нет более привлекательных условий. Вход на новый рынок очень дорогой, в странах СНГ придется потратить примерно $100 тыс., Европы – $300 тыс. Львиная доля затрат приходится на его изучение, сертификацию продукции, маркетинг, рекламу. То есть год придется работать в минус, и это в лучшем случае. Такие убытки надо выдержать. Только когда у вас уже выстроились отношения с покупателями,  налажена логистическая цепочка, можно понемногу повышать цены, образуется рентабельность. Кроме того, в мире постоянно появляются новые технологии и оборудование, их надо покупать, э то инвестиции в развитие производства. Также есть риски, которые невозможно просчитать, но они наносят урон бизнесу. Например, нынешняя ситуация с пандемией, когда закрылись границы, прервались логистические цепочки, партнеры заморозили бизнес. Очень тяжело.

- Да, в таких ситуациях важна поддержка. Кстати, в обычное время каким видом госпомощи вы пользуетесь?

- По линии «Казахэкспорта» мы воспользовались хорошим инструментом: страхование рисков экспортеров. То есть мы, грубо говоря, даем нашим контрагентам продукцию в долг, они платят примерно 30% стоимости сразу и 70% в течение оговоренного времени, а государство страхует нас от невыплаты этой доли. Если наш контрагент вдруг не исполнит свои обязательства, государство покрывает эту потерю. Еще «Казахэкспорт» проверяет надежность контрагентов и сообщает нам, можно ли давать им в долг, если партнер неблагонадежный, «Казахэкспорт» отказывается страховать сделку с ним.

- Были такие контракты, когда «Казахэкспорту» приходилось восстанавливать вам потери?

- Не было и пусть таких не будет.

- Что-то еще правительство может сделать для того, чтобы такие компании, как ваша – экспортеры готовой продукции – могли расширить свой бизнес?  

- Выдавать им льготные кредиты. Мы пользовались таким инструментом по программе «Ондiрiс» для пополнения оборотных средств, но она закончилась и сейчас нам приходится брать займы в коммерческих банках под 13-14% годовых.

- Льготных кредитов хватит или еще какие-то меры были бы кстати?

- Есть проблемы по сбору лома. Дело в том, что его можно вывозить железнодорожными путями. Государство запретило вывоз автотранспортом, потому что люди вывозили его в Россию и Китай без всяких налоговых выплат. Вот если бы еще и поездами запретили лом вывозить, то он бы не уходил из страны, соответственно, при переизбытке стоимость вторичного сырья для компаний – производителей стальной продукции понизится, а маржа вырастет. Ни одно производство не будет рентабельным, пока не появятся кластер и сеть сбыта. В Китае субсидировались поставки всей продукции на экспорт, и посмотрите, что сейчас происходит в мире. Все работают с Китаем и никто от него не отказывается, и это притом, что его продукция стала гораздо дороже, чем раньше. Это то, о чем я говорил вначале: приучить покупателя к себе, а потом можно повышать стоимость своего товара.

- А вы почему свои профили не поставляете в Китай?

- Потому что для нас это неизученный рынок, есть языковой барьер.

- Вам надо будет расширять производственные мощности завода, если зайдете в Россию, или того, что производите, хватит?

- Да, нужно будет расширяться. 

- Вопрос по поводу внутреннего рынка. Один из наших спикеров в сфере строительства недавно сказал, что одной из антикризисных мер в нынешней ситуации станет строительство инфраструктурных объектов и социального жилья. Для вас ведь это шанс.

- Да, это будет хорошая возможность увеличить продажи.

- Уже чувствуются подвижки в сторону этой стройки?

- Да, некоторые строительные компании уже ведут с нами переговоры о покупке нашей продукции. В Европе среднее потребление стали на душу населения составляет 5 кг, в России – 1,5 кг, а в Казахстане – 1,1 кг. То есть нам есть куда стремиться.